Сергей Вавилов, Как выбрать надувную лодку?

КАК ВЫБРАТЬ НАДУВНУЮ ЛОДКУ?

 Мы с вами подробно рассмотрели, какие бывают лодки, из чего и как их изготавливают. Пора выдвигаться в магазин за покупкой. Итак, весьма значимые моменты при покупке надувной лодки..

Прежде всего, оговоримся - лодку будем выбирать сразу с учетом установки мотора. Сегодня такой комплект по карману практически каждому рыболову или охотнику со средним достатком, поэтому обычные, одно- и двухместные "надувнушки", мы упомянем лишь вскользь, а сосредоточимся на более серьезных моделях.

1. Вес и размеры в собранном состоянии.

Сейчас все лодки аккуратно упакованы в мешки с лямками "а-ля рюкзак" или в плотную сумку с ручками для удобства их переноски. Но... Вес современных надувных лодок хоть и ниже, нежели раньше, но все же далек от идеала. Да и габариты у них... Но если лодка не будет умещаться в багажник легкового автомобиля, то сие изделие лучше даже не рассматривать. При непредвиденных обстоятельствах в дальних походах, от берега, со всем вашим скарбом, вас сможет забрать любой попутный автомобилист. Ну а к месту спуска на воду удобнее добираться все же на своей машине, а не нанимать фургончик. Вес и размер напрямую зависят от материала, из которого сделана лодка. Однако даже резина резине рознь. Она бывает обычной и облегченной. Причем одна и та же модель может быть изготовлена и из облегченной, и из обычной резины. Так что лучше проконсультироваться у продавца. Идеальны лодки, изготовленные из ПХВ, но... Пока еще не всем они по карману! Далее определите предполагаемый состав команды вашего судна, учитывая их массу, массу лодочного мотора и вес необходимой поклажи (тент, канистра, АКБ, запас воды, продовольствия и т.д.). А после решайте: длина, ширина, диаметр бортов и прочее, прочее, прочее! В сумме получается? Ваше маломерное судно!

2. Желаемая грузоподъемность.

Не факт, что если вы нагрузите лодку до ее номинальной грузоподъемности, то получите удовольствие от такой езды. Даже при установленном с максимально допустимой мощностью моторе такая лодка может не выходить на глиссирование, и вы потеряете как минимум вдвое от ее расчетной скорости. В этом случае необходим запас в 1,4 - 1,5 раза.Но не забывайте о производителе. Что он заявит? Вода ли при такой загрузке через борта польётся, либо лодка и вправду будет иметь достаточно хороший ход. Консультируйтесь с коллегами и продавцом. Возможно, ваш выбор пал на небольшую лодку с мягким днищем и подвесным транцем, тогда все вышесказанное не будет для вас принципиально. С двигателем 2-3 л.с. они уверенно ходят 7-10 км/ч в зависимости от загрузки. Кстати, если мотор вам не по карману, и ходить вы собираетесь на веслах, то вам не безынтересен будет пункт 3.

3. Жесткие cлани и киль.

 С мягким дном лодке с мотором никак не выйти из воды, киль же существенно прибавит устойчивости на поворотах, при волне и порывах ветра. Но... Каждому когда-нибудь (а большинству -постоянно!) приходилось идти на вёслах или наблюдать, как это делают другие. И если вдруг вы сделали гребок вместо двух вёсел одновременно только одним, то сразу же лодка сбивается с прямого курса. Так вот, чем меньше у лодки выражен киль, тем сильнее она отклонится от курса при несимметричном гребке. Потому и неудобны лодки с плоским дном, хотя большинство из них именно "плоскодонками" и являются. Поэтому, если есть выбор - берите с килем. Не пожалеете. Хотя и переплатите! Или гребите аккуратно! Почти так же, как и на веслах, будет себя вести лодка, идущая с мотором. Если мотор установлен по верхнему пределу допустимой мощности, то при управлении лодкой на высоких скоростях она будет рыскать, и даже небольшая волна станет вносить коррективы в курс движения. С маломощным мотором такие эффекты мало ощутимы, и ими можно пренебречь. Исходя из вышесказанного, казалось бы, нужно использовать лодки только с сильно выраженной килеватостью, тем более, что такая лодка ещё и лучше будет резать волну, тем самым уменьшая вибрацию и качку. Но если бы не одно "но". Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование от килеватости лодки имеет обратную зависимость: чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдёт в глиссирующий режим. И при этом для глиссирования будет достаточно двигателя меньшей мощности. Итак, можно дать конкретную рекомендацию: если вы планируете ставить на лодку двигатель с мощностью по верхней границе допустимого, то берите килевую, если по нижней- плоскодонную.

4. Транец под мотор.

Основная характеристика транца надежность. Здесь следует обратить внимание на его толщину, наклон, покраску и защиту. Толщина транца под моторы до 15 л. с. должна быть не менее 25 мм, под более мощные - 35 мм и более. Под импортные моторы рекомендуемый наклон транца 4-6 градусов. В этом случае легче отцентровать лодку, перемещая груз, и отрегулировать наклон "ноги" мотора с тем, чтобы винт вкручивался в воду строго горизонтально и на максимальных оборотах, что даст лучший упор, а значит, обеспечит режим работы двигателя и его КПД. Лодка не будет "дельфинировать", а винт не станет хватать воздух. Поверхность транца должна быть покрыта краской на основе 2-компонентной эпоксидной смолы - это надежнее, чем покрытие, скажем, эмалевыми красками. Верх торца транца должен быть защищен специальным ПВХ-профилем, чтобы не размочалить фанеру, из которой он сделан.Вклейка транца. У большинства импортных лодок он вклеен с помощью ПВХ-профиля - транцедержателя, который при накачке баллонов изгибается. Его П-образные стороны надежно держат вклеенный транец. Очень хорошее инженерное решение!

5. Баллоны.

Итак, транец вклеен в баллоны, и если они квелые, то при работе двигателя транец будет раскачиваться, и винт начнет отбрасывать струю не строго горизонтально, а переменно: то вверх, то вниз, что негативно скажется на эксплуатации лодки. Давление в баллонах. 240-250 миллибар - таково давление в баллонах большинства импортных лодок. Почему? Потому что меньшее не обеспечивает стабильность транца при использовании подвесных моторов в глиссирующем режиме. Но как добиваются такого показателя? Здесь следует обратить внимание на используемую ткань: чем она толще, тем лучше. С чего бы это одна лодка значительно легче другой при одинаковых размерах? Просто в первом случае ткань, из которой сделана лодка, легче. Потрогайте и сравните.

6. Швы.

Они должны быть очень надежными. Желательно проклеенными несколько раз. Именно на швы приходятся критические нагрузки.  Конечно, вам никак не проверить, при каких условиях склеивалась лодка (влажность до 30%, температура 21-22°С) и добавлялся ли в клей отвердитель (очень дорогой компонент; клей для склейки лодок -2-компонентный), что обеспечивает 100% полимеризацию склеиваемых поверхностей в течение 10-12 часов. Но тем не менее следует внимательно осмотреть все швы в лодке - хуже не будет. 250 мБар - именно с такой силой ступни взрослого человека (весом 80 кг) давят на поверхность земли. Просто попросите продавца постоять на баллонах понравившейся вам лодки или встаньте сами. Если баллон под вами проминается, то давление меньше рекомендуемой величины.

7. Исполнение.

Цвет, внешний вид, возможность установки ходового тента и, конечно же, название вашей субмарины тоже имеют не последнее значение. Кому-то нравится неброский серый цвет. Кто-то предпочтет камуфлированную раскраску. Другие же выберут яркий оранжевый или красный. Это уж кому, что нравится, -в магазине вам предложат практически любую окраску! Только спроси! Самое же главное,поговорив с продавцом, узнайте гарантии и адреса сервисных служб. И не забудьте заглянуть в ГИМС, если грузоподъемность вашего судна требует того.
К лодке присматривался и покупал Сергей Вавилов

Рекомендуем Вам ознакомиться и с другими статьями журнала "Сазан Фазаныч"

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (63)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (180)