Каталог |
Антислайдинг... в калошах?![]() ![]() Почему так категорично? Низкий коэффициент сцепления значительно замедляет скорость пешего хода, а в ряде случаев (перемещение по торосистому льду или по наклонным ледяным поверхностям) очень высок риск падения, со всеми вытекающими... А если вы встали на финские санки или монолыжу (ледовый самокат), то движение против даже умеренного ветра в обуви, не оснащенной шипами, может быть проблематичным. ![]() Проекты самые разные, от экзотических до простого вворачивания "саморезов" в подошву рыболовной обуви. И это естественно: народная мысль уже давно и плодотворно работает в направлении "антислайдинга". Какие только бытовые приборы и приспособления не становились основой подобных ноу-хау. Лет двадцать назад, к примеру, в посудохозяйственных магазинах случился даже дефицит терок!!! Выскажу и я свои наблюдения и предложения по улучшению сцепления со льдом. Начну со специализированной рыбацкой обуви, заполонившей в последнее время прилавки рыболовных магазинов. ![]() А второй немаловажный момент (особенно, если придется использовать средства малой механизации для передвижения) в том, что фирменная шиповка такой обуви не позволяет, увы, уверенно отталкиваться при использовании "финок" или "самоката". Шипы высотой около 1 мм - это лишь компромиссное решение по улучшению безопасности на льду. И до реальной эффективности работы им не хватает, как минимум, еще 7 - 10 мм. ![]() Думаю, ответ может быть следующим: она пригодится, когда нужно будет ходить недалеко и по гладкому - осенне-весеннему, с лужами льду. А для рыбалки с более динамичным режимом передвижения можно подобрать что-то попроще и полегче: те же валенки или их аналог из "пенки". Говоря о конструкции "кошек", хочу определить границы их использования. И, исходя из этого, чуть более подробно - о возможных конструкциях. ![]() 2. Если для зимней рыбалки у вас единственная пара обуви, то предлагаемый ниже вариант изготовления "кошек" - для вас. Этот вариант лишен недостатков приспособлений пункта 1: не требуется каких-то регулировок и подтягиваний в течение дня. За основу моей конструкции взяты обычные калоши, приобретенные в магазине фабрики "Красный треугольник" за 120 рублей. Для подбора в размер пришлось принести свою рыболовную обувь. Получилось, что на сапог размера 46 подошли калоши размера 31,0 (фото 7). Почему же после многочисленных изысканий выбор все-таки был остановлен на отечественном резинотехническом изделии? Во-первых, для меня - это небольшая стоимость всего комплекта. Во-вторых - относительная простота изготовления. В-третьих - надежная посадка калоши на сапог и минимум вспомогательных элементов фиксации на ноге. ![]() В качестве шипов я использовал винты М5 длиной около 25 мм с потай-головками (фото 4). Так как сила, действующая на винт и выламывающая его в момент отталкивания, очень большая, то места установки винтов (для распределения нагрузки на максимально большую поверхность) были дополнительно усилены планками из металла (фото 5). У меня в ход пошли и алюминий, и оцинкованная сталь, и куски стали нержавеющей - что было под рукой. Толщина у стали - 2,5 мм, у алюминия -3,5 мм. Прежде чем устанавливать шипы на калошах, необходимы "натурные испытания". Что надо сделать? Надев рыбацкие сапоги, подложить под подошву имитацию шипов, выполненную по их высоте - например, из кусочков фанеры. Затем определить максимально нагруженные участки на подошве, именно на этих участках и необходимо устанавливать шипы. Это следует сделать для того, чтобы при передвижении по льду шипы не мешали ходить. Если этого не сделать, вы рискуете очень сильно перегрузить свод стопы - со всеми вытекающими последствиями: неприятные болевые ощущения на подошвах и в голеностопе. ![]() На следующем этапе внутрь калош наклеиваем заготовки из полиуретана или твердой резины так, чтобы они на 10 - 20 мм перекрывали зону повышенной нагрузки. Пока высыхает клей, подгоняем по размеру металлические накладки: внутренние полосы не должны тереть боковины калош, а наружные - выступать за край ранта (фото 6). Блок шипов на пятке можно смонтировать на одной площадке - там калоша практически не гнется. В передней части - из-за постоянного изгиба - целесообразно разнести блоки на некоторое расстояние, скомпоновав соответственно два и три шипа (фото 7). ![]() Для сверления сталей очень хорошо себя зарекомендовали сверла с покрытием из нитрида титана. Отверстия в наружной планке можно просверлить, использую внутреннюю - как кондуктор (приложив образец с уже просверленными отверстиями). И отверстия в подошве калош лучше делать, используя планки в качестве кондукторов. Когда подготовительная работа выполнена, займемся окончательной сборкой. Для равномерного поджатия планок каждый винт следует затягивать постепенно, проходя эту процедуру несколько раз по кругу. Когда вы закончили затяжку винтов, для предотвращения раскручивания соединение можно законтрить. Существует несколько способов. Можно, раскрутив гайки, немного деформировать резьбу в нижней - той, что потом будет под гайкой - части винтов. ![]() Заточить полученные шипы на конус можно и напильником, и на электроточиле. Добиваться "остроты иголки" надобности нет, достаточно примитивной граненой заточки (фото 8). Даже в таком виде калоши, подобранные по размеру, хорошо держатся на ноге. Но на льду не должно быть случайностей. Поэтому - страховочное приспособление. Оно представляет собой две шлевки из льняной стропы, прикрепленные к пятке и к носовой части калош (как на детских сандалиях). В получившиеся петли вдернуты старые кожаные брючные ремни. Таким образом, получается только одна точка фиксации и регулировки. Снять-надеть калоши и застегнуть пряжку ремня - не больше нескольких секунд. Я на зимней рыбалке использую сапоги с мягким голенищем - и чтобы сильно не сдавливать ногу, под ремень подложил полоски "пенки" (фото 9, 10). "Кошки" успешно испытаны на Ладоге, каких-либо замечаний не нашлось. Суммарный пробег за три поездки (перемещался на монолыже) превысил 70 км. Так что обувь получилась совсем нескользкая и весьма живучая! Т. Иванов "Спортивное рыболовство № 2 - 2008г." журнал "Спортивное Рыболовство" №2 2008
журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2008
обувь, шипы
|