Сани - трансформер

фото 1
Детские санки, которые еще называют волокушами или "корытом", уже больше десяти лет находятся в арсенале любителей зимней подледной ловли. Небольшая цена, маленькая масса в сочетании с вместимостью и удобство в обращении - вот основные критерии, определившие этот выбор. А чем, спросит иной, вдруг не угодили традиционные рыбацкие ящики или рюкзаки? Ни в коей мере не отговаривая от уже ставшего привычным способа доставки на рыбалку и обратно всего снаряжения, пропитания и улова, я просто предлагаю несколько под другим углом зрения посмотреть на этот процесс.

фото 2Практически любая зимняя "рыболовная биография" начиналась с валенок, тулупа или ватника, взятых напрокат у друга ледобура и ящика для снастей. Это уже потом, по мере втягивания и понимания того, что есть комфорт на зимней рыбалке, начинают появляться современная практичная одежда и обувь. А рыболовное снаряжение - под конкретную задачу: понятно, к примеру, для ловли корюшки нет никакой необходимости таскать с собой ледобур с диаметром шнека больше 120 -130 мм, а вот для лещовой ловли этот параметр желателен не менее 150 мм.

фото 3Если ваш рабочий участок зимнего лова плотвы находится всего в нескольких минутах хода от берега или от ближайшего транспорта, особо заморачиваться ни с одеждой, ни с рыболовным ящиком, наверное, не стоит. А вот если предстоит ходовая ловля стайного окуня, когда предполагается несколько километров бодренького аллюра по льду, то и одежда, и обувь, и ящик со снастями или рюкзак - все они должны иметь минимальную массу, быть оптимизированными для таких условий. А еще лучше, когда снаряжение путешествует не на тебе самом.

Нескольких лет пользования различными рыболовными ящиками с лыжными полозьями (как промышленного изготовления, так и самодельных) привели к пониманию, что это далеко не самый удобный "транспорт" для снаряжения на рыбалке. Во-первых, у ящика весьма ограниченный внутренний объем. А если случится хороший улов? Во-вторых, недостаточно надежный и долговечный узел крепления лыж. В-третьих, из-за маленькой площади опоры таких лыж ящик сильно зарывается в мягком снегу. В-четвертых, ящик очень плохо - опять же из-за этих самых лыж - идет по мелким торосам, втыкаясь в них носами полозьев. И, в-пятых, из-за высоко расположенного центра тяжести ящик при езде по неровной поверхности часто переворачивается.

фото 4,5,6,7Исходя из вышеупомянутых недостатков, мною ящик был отложен в дальний угол, а для ходовой ловли, при условии движения по глубокому снегу или торосам, приспособлены детские сани типа "корыто". На прилавках магазинов они встречаются нескольких типоразмеров. Кроме того, различаются сани по форме и профилю днища. Если у вас уже устоявшийся с годами рыболовный коллектив, передвигающийся к месту рыбалок на автомобиле, то вполне разумным шагом будет приобретение одинаковых саней для всех, исходя из минимизации объема перевозимого снаряжения - "корыта" легко вкладываются друг в друга.

фото 9Чем же, на мой взгляд, они так привлекательны?

фото 81. Сани изготовлены из морозостойкой и ударопрочной пластмассы.

2. Большая площадь опоры позволяет перевозить довольно большой груз даже по рыхлому снегу.

3. Их можно использовать совместно с рюкзаком или рыболовным ящиком.

4. Самое главное - сани можно несколько модернизировать, сделав своеобразный трансформер. Чем мы сейчас и займемся.

Начинаем модернизацию с изготовления приспособления для крепления буксировочного устройства. На многих моделях таких саней уже имеются отверстия для установки этого дополнительного оснащения. Либо есть технологические наплывы в местах, где отверстия могут быть проделаны. Если производителем подобные вещи не предусмотрены, отверстия несложно изготовить при помощи нагретого докрасна гвоздя необходимого диаметра. Но прежде чем браться за изготовление отверстий необходимо примерно представлять себе будущую компоновку приспособления в целом. Я, например, при этом еще исходил из необходимости размещения небольшого раскладного стула и рюкзака объемом около 40 л. Мешок под рыбу в подобном транспортировочном варианте подвешивается под раскладным стулом (фото 1).

фото 9фото 10Итак, если уже имеется представление о компоновке и размечены отверстия, необходимо подобрать гвоздь нужного диаметра. Перед этим уже должны иметься заготовки для технологических петель и рыма. Мне представляется, что для изготовления рыма наилучшим образом подходит стальная проволока (лучше из нержавеющей стали) диаметром примерно 2-3 мм. Для изготовления технологических петель на бортах (фото 2) я рекомендовал бы отрезки стального троса (тоже желательно из нержавейки) диаметром 1,5 -2,5 мм.

Для проделки отверстия под рым используем гвоздь, диаметр которого равен двум диаметрам проволоки заготовки, т.е. 4-6 мм. Аналогично рассчитываем изготовление отверстий и под технологические петли (фото З).

Из проволоки диаметром 2 - 3 мм при помощи круглой оправки и пассатижей изготавливаем такую заготовку (фото 4). Для крепления буксировочного троса я использую карабин, поэтому диаметр рыма - произвольный. Для ограничения движения и увеличения площади опоры необходимо использовать по две стопорные шайбы (фото 5). Фиксация рыма из проволоки происходит путем отгибания концов заготовки в разные стороны (фото 6).

фото 12Технология изготовления технологических петель из стального троса немного отличается. Начинать нужно с определения примерного диаметра петли на наружной части борта. Я исходил из размеров крючка эластичного амортизатора (фото 7). Точно как и в предыдущем варианте ставятся опорные шайбы. Стопором для петли служит расплющенный небольшой отрезок тонкостенной металлической трубы (фото 8).

Полностью оснащенное "корыто" показано на фото 9. Для крепления внутри саней различного груза подходят уже упоминавшиеся выше резиновые амортизаторы (фото 10). Кстати, при проезде в общественном транспорте амортизаторы надежно крепят ледобур внутри.

И в заключение - несколько слов о буксировочном устройстве. Его крепление к "корыту" осуществляется с помощью карабина (фото 11). Трос длиной около 2 м завершается рукояткой, которая у меня выполнена из верхнего слоя (своеобразного кембрика) пластикового покрытия телефонного кабеля и которая свободно перемещается в образованной петле (фото 12). Размер петли примерно таков, чтобы можно было удобно держаться за рукоятку и рукой, и удерживать ее на локтевом сгибе, и заводить эту петлю в район плеча.

Оборудованное подобным образом и оснащенное "корыто" значительно облегчает все перемещения по снегу и неровному льду. Обладая очень низко расположенным центром тяжести, оно очень устойчиво. А когда выпадают большие уловы, их транспортировка - даже на большие расстояния, не оказывается утомительной.

Т. Иванов

"Спортивное рыболовство № 12 - 2007г."

журнал Спортивное Рыболовство №12 2007

журнал Спортивное Рыболовство №11 2007

журнал Спортивное Рыболовство №10 2007

журнал Спортивное Рыболовство №9 2007

журнал Спортивное Рыболовство №8 2007

журнал Спортивное Рыболовство №7 2007

журнал Спортивное Рыболовство №6 2007

журнал Спортивное Рыболовство №5 2007

журнал Спортивное Рыболовство №4 2007

журнал Спортивное Рыболовство №3 2007

журнал Спортивное Рыболовство №2 2007


журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2007

полозья, рыболовный ящик, корыто
Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (63)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (180)