Навигация не за горами

фото 1фото 2Время открытия очередной навигации неуклонно приближается. Не все рыболовы начнут ее с новеньким мотором, у большинства движки имеют весьма большой разброс по возрасту. Потому необходимо для каждого заблаговременно подготовить свой двигатель к летнему сезону. На что же прежде стоит обратить внимание?

Приведу некоторые рекомендации по расконсервации лодочного подвесного мотора после зимнего хранения, снабдив их лирическими отступлениями.

Сразу - небольшая оговорка. Речь пойдет о двухтактных моделях, как самой простой с точки зрения технического обслуживания группе двигателей.

Для владельцев же четырехтактных моторов большинство рекомендаций, относящихся к аналогичным узлам, будут схожими.

Допустим, по каким-то причинам у вас не было возможности в зимний период регулярно осматривать мотор. Первое, с чего необходимо начать - это редуктор.

Подобный осмотр, естественно, лучше проводить не в последний перед выездом вечер, а слегка заранее: нельзя исключить какую-то неисправность, возникшую в период хранения, и необходимо располагать достаточным временем для ее устранения. Помним, что иногда даже весьма распространенные запчасти могут отсутствовать в продаже, а срок исполнения заказа может растянуться фото 3на недели.

Еще после консервации мотора на зимний период я, да и многие, с целью надзора за сохранностью редуктора под перо руля подкладываем лист чистой белой бумаги в качестве "контрольки".

Осмотр начинаем с этого листа бумаги, а отсутствие видимых масляных пятен на нем - это диагноз нормально проведенной зимовки. Тем же, кто такую "контрольку" не удосужился сделать, стоит внимательно осмотреть пол под перенесшим зимовку двигателем (фото 1).

Для того чтобы составить более полную картину, осматриваем, предварительно сняв гребной винт, сам гребной вал (фото 2). А также сливное-заливное (нижнее) отверстие редуктора (фото 3). Если при осмотре следов подтеков масла не выявлено, то ставим гребной винт на место, удалив излишки консерванта и густой смазки, нанесенные в процессе консервации.

Первое лирическое отступление

Прежде, чем возвращать на место гребной винт (металлический), необходимо его тщательно осмотреть - если, правда, вы в конце предыдущего сезона не заменили его новым или еще тогда не провели небольшую восстановительную работу. На что стоит обратить внимание?
фото 4Первое: осматриваем кромки лопастей. При выявлении небольших, до 1- 2 мм заусенцев и небольших загибов рихтуем молотком поверхность до первозданного вида и убираем следы деятельности напильником, а потом - наждачной бумагой. Бумагу мельче 200-го номера брать не следует. Устранение небольших дефектов на винте не потребует его балансировки.

фото 5К слову, полировать алюминиевый винт или затачивать режущие кромки до остроты на ощупь - не имеет, на мой взгляд, никакой необходимости. Если, конечно, вам не нужно выступать в соревнованиях. Ведь даже небольшая ветка, пролежавшая в воде с прошлого года, может нанести такому винту трудновосполнимый урон, а реальный прирост скорости будет незначительным.

Второе: при обнаружении сколов с линейными размерами до 3-5 мм можно попытаться их спилить напильником, стараясь максимально сохранить форму лопасти винта. Остальным лопастям для сохранения баланса необходимо придать те же размеры и форму. Подобное вмешательство в конструкцию приводит к необходимости балансировки винта. Скорее всего, такой винт после восстановления подойдет в качестве резервного, особенно, если у вас нет резервного мотора.

фото 6Третье: при обнаружении сколов, трещин и прочих дефектов с большими линейными размерами необходимо помнить, что эксплуатация подобного винта может привести к повреждению редуктора. Если вы решите спилить большие поверхности лопастей, учтите, что тем самым существенно поменяете параметры гребного винта (значительно облегчите его) - и, соответственно, возникнет риск, что мотор будет сильно перекручивать.

В качестве варианта для восстановления можно применить аргонодуговую сварку, а потом обработать поверхность механически. Но сразу небольшое предостережение. Удовольствие это весьма дорогое в сравнении со стоимостью винта, учитывая последующую механическую обработку и балансировку, а реальный результат - скорее всего, огорчит.

фото 7Сплавы алюминия, из которых делаются многие винты, в месте сварного шва становятся хрупкими. И следующий удар по отремонтированной лопасти вероятнее всего приведет к тому, что винт треснет уже ближе к ступице. Отсюда - вывод: сваренный винт лучше держать в качестве резервного!!! А на мотор поставьте новый.

Четвертое: о винтах, устанавливаемых на вал на шпонке. Проверьте сохранность фрезерованного паза под шпонку. Поставьте новую шпонку, согласно рекомендациям производителей. Проверьте контрящий шплинт, при необходимости замените его (фото 4).

Пластиковый винт при наличии небольших заусенцев тоже можно обработать, если при этом не очень сильно изменится геометрия и площадь лопастей. Если повреждения сильно изменили геометрию, то лучше произвести замену винта.

фото 8При обнаружении подтеков или следов трансмиссионного масла в районе гребного вала с большой степенью вероятности можно говорить о повреждении сальников. Если ранее вам не доводилось самостоятельно выполнять эту работу, лучше всего обратиться за помощью к специалистам из фирменного сервиса.

При выявлении небольшой течи масла из-под нижней пробки, можно попытаться ее закрутить чуть сильнее. Но, в дальнейшем, регулярно проводить осмотр перед каждым выездом. Если подтяжка не даст положительного результата, замените шайбу-прокладку.

После того, как появилась ясность с состоянием редуктора, вооружившись ветошью убираем остатки консерванта со всех защищаемых узлов, в том числе и сняв крышку мотора.

Обязательно осматриваем состояние шлангов и хомутов (фото 5). При обнаружении растрескивания резины, заменяем старые шланги на новые, не дожидаясь подтекания масла и подсоса воздуха.

фото 9При проведении осенних работ по консервации некоторые из водомоторников в силу различных причин не пользуются специальными консервантами, а просто заливают в свечные отверстия моторное масло. Сама по себе подобная процедура выполняет функции консервации, но даже малое количество залитого масла в цилиндры перед запуском мотора нужно обязательно максимально слить.

Для этого необходимо:

- вывернуть свечи (свечу);

- развернуть мотор свечными отверстиями вниз (желательно подложив поддон для сбора отработки);

- затем, не подключая (!!!) чеку, сделать несколько плавных потяжек пусковым механизмом или проворотом маховика (маховик должен крутиться в нужную сторону);

- дать некоторое время для того, чтобы стекли остатки масла, и удалить все это ветошью (фото 6).

Невыполнение этого требования может привести к серьезной поломке мотора. Как говорят в водномоторной среде, есть риск "схватить гидроклин".

Слив масло, необходимо насухо протереть свечи, потому что на них (на старом комплекте) следует запускать мотор первый раз на воде.

Второе лирическое отступление


Перед установкой мотора на транец лодки следует убедиться:

- первое - что ограничительный штырь выставления угла наклона мотора находится на месте и флажок фиксирует это (фото 7);

- второе - стопорный винт не затянут намертво (фото 8).

Учитывая, что на этих свечах мотор прошел весь предыдущий сезон, и они или выработали гарантированный ресурс, или приближаются к этому рубежу, лучше заменить их новыми после того, как мотор, немного подымив остатками выгорающего консерванта (масла), выйдет на свой обычный режим работы на холостом ходу.

Третье и последнее лирическое отступление
Во-первых, заводить мотор необходимо на вновь приготовленной смеси!

Во-вторых, в центре внимания должна быть струя воды (фото 9) из контрольного отверстия системы охлаждения (ах уж эта крыльчатка и корпус помпы!).

В-третьих, дайте мотору чуть больше обычного поработать на холостых оборотах, а при включении передачи не спешите выводить на полный газ - и он вам отплатит надежной работой долгие годы.

В. Соколов
"Спортивное рыболовство № 4 - 2007г."



журнал Спортивное Рыболовство №4 2007

журнал Спортивное Рыболовство №3 2007

журнал Спортивное Рыболовство №2 2007


журнал "Спортивное Рыболовство" №1 2007

Наш опрос

Вы зарегистрировали свою лодку в ГИМС?

  1. Я только планирую приобрести лодку (64)
  2. У меня есть лодка, но пока не регистрировал (29)
  3. Лодку зарегистрировал, но бортовые номера не наносил (44)
  4. Лодку зарегистрировал, бортовые номера ГИМС нанес (61)
  5. Моя лодка не требует регистрации (181)